Вокруг очень много интересного. Только надо не забыть выйти из дома.

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сколько автолюбителей надо, чтобы заменить одну лампочку?
v_kleschev
В принципе, достаточно одного. Но вот сам процесс рискует оказаться увлекательным.

И что меня дёрнуло полезть в приборную панель? Ну, перестала гореть лампочка габаритов и ближнего света. Так давно уже не горит. Ну, забывал выключать иногда. Ну так возвращался же, выключал же. Даже, ни разу акум в ноль не посадил. Вроде бы. Нет ведь, полез...

Даже сперва забежал в магазин, купил пяток этих лампочек на 30 рублей. Пусть будут. А вот потом началось интересное. Не, снять приборку удалось без откидывания рулевой колонки (Волга ГАЗ-3102 с десятошной панелью).

Найти лампочку, которая не горит, оказалось тоже не слишком сложно. Да вот только после замены лампочка гореть не стала. Хм, странно. Проверяю напряжение на контактах панели - есть. Прозваниваю патрон с лампочкой - обрыв. Прозваниваю лампочку - исправна. Старая, кстати, тоже исправна. Патрон лажает? Оказалось, так и есть. Если лампочку приподвыдернуть миллиметра на полтора-два, то цепь замкнута. Если воткнуть до упора - разорвана. И так не на одном патроне оказалось - на многих. Их, кстати, оказалось в панели дофига незадействованных. С живыми лампочками, но неконтачащими.

Решение нашлось довольно быстро. На фото в центре два контакта, вынутых из патрона. Левый в исходном виде, правый - после доработки. Суть - изменение конфигурации контактов так, чтобы их рабочая зона сместилась вглубь патрона. Если контакт не вытаскивается из патрона, то в пазу надо надавить отвёрткой на усик-защёлку. Остальное, вроде, и так понятно.


Да, при установке патрона в приборку надо проверить и при необходимости подогнуть усики, которыми патрон контачит к печатной плате.

Но это ещё не всё. Обнаружилось, что контроля ламп приборки в моём конкретном авто нет вовсе.

Собственно, штука эта не слишком заметная, но в меру важная и, может быть, нужная. А ну как тормозуха уйдёт, а лампочка изволит это дело не показать? Конечно, табло "STOP" загорится. Не зря же там две лампочки в параллель включены. Но конкретную цепь или проблему оно не покажет.

Если верить принципиальной схеме электрооборудования автомобиля, то где-то должен быть выключатель контроля ламп. По факту за много лет всё изменилось (включая жгуты) и никому уже неведомо, что и где искать следует. Провод от панели в жгут, конечно, идёт. Сантиметров через 15 выныривает и через одноконтактный разъёмчик ныряет в другой жгут. А там уходит куда-то во глубины передней панели, куда лезть ну никакого желания нету.

Ладно, смотрю, на приборку подводится 12 вольт бортовой сети после замка зажигания. Вольтметр меряет именно эти самые вольты. Выключатель контроля ламп замыкает цепь "на массу". В принципе, этого достаточно. Поскрёб по сусекам, и слепил из того, что было, простенькую схемку. В принципе, тут всё понятно должно быть. Диод нужен для разрядки конденсатора при выключении зажигания. Номиналы резисторов и конденсатора взяты практически наобум и большого значения не имеют. Можно смело вдвое туда-сюда двигать, от этого только время горения ламп изменится. Транзистор КТ829Б напротив, довольно критичен. Он имеет высокий коэффициент усиления (не менее 750 по справочнику). В принципе, можно и какой-нить КТ815 воткнуть, но надо будет уменьшить номиналы резисторов раз в десять и, возможно, увеличить емкость по вкусу. Или заменить этот транзистор составным (чем он и является по сути).



Конечно, транзистор работает не особо в ключевом режиме, но уж за пять секунд под током менее чем в один ампер не перегреется. И, думаю, не отвалится, несмотря на то, что вся эта схемка держится исключительно на термоклее.



Общий вид волговской приборки АР 60.3801 (рижская, RAR) после доработки. Голубой провод справа - "масса", белый сверху - цепь контроля ламп, белый слева - 12 вольт. По клику откроется крупнее.



Что получилось слепить из того, что было, по факту и как оно работает. При включении зажигания лампы загораются и через несколько секунд плавно тухнут. При старте двигателя из-за просадки напряжения бортовой сети создаются условия для разряда конденсатора. Потому после запуска и возрастания напряжения лампочки опять зажигаются на некоторое время. То же самое, если двигатель не запустился, а ключ повёрнут из положения "старт" в положение "зажигание". Общий принцип: напряжение бортсети на приборке возрасло - ламочки зажгились ненадолго.


Последние записи в журнале

  • Сброс воды продолжается

    Минувшее воскресенье. Возвращаемся из не слишком дальней, но весьма интересной поездки. О ней расскажу немного позже. А пока решили остановиться и…

  • Весной в степи

    В первых числах мая мы с друзьями решили повторить прошлогоднюю поездку в степь "на тюльпаны" в урочище Грызлы. Пока ещё эти поездки не…

  • Украшение витрины

    Никуда не торопясь, на днях, иду себе по улице Самарской. Совсем неожиданно, в витрине магазина привет из 80-х. :-)


?

Log in

No account? Create an account