?

Log in

No account? Create an account

Вокруг очень много интересного. Только надо не забыть выйти из дома.

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Саткинский Чугуноплавильный завод
v_kleschev
Ныне он называется ОАО "Саткинский Чугуноплавильный завод". Не гигант металлургии, но с давней и богатой на события историей.

В 1757-м году началась добыча высококачественной железной руды на Бакальских рудниках, там же рядом был основан поселок рудокопов Рудничное. В 1758-м Строгановы закончили строительство Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, при котором вырос заводской поселок, а ныне город Сатка.

В период строительства создано водохранилище с плотиной, построены домна и 9 молотов, а также медеплавильная печь. Впрочем, медеплавильное производство вскоре было свернуто. Заводское оборудование приводилось в действие энергией от водяных колес. Разумеется, впоследствии завод неоднократно расширялся, оборудование модернизировалось и об этом есть длинные справки, кои при желании несложно найти, как и объемы производства. Потому далее коротенько по основным вехам.

В 1769 году завод продан тульскому купцу 1-й гильдии Л.И. Лугинину.

Не обошли завод крестьянские войны под предводительством Емельяна Пугачева. В 1773-м Саткинский завод был захвачен восставшими рабочими и стал одним из опорных пунктов повстанческой армии. При подавлении восстания завод был частично разрушен. Во второй половине 1770-х годов на заводе производились восстановительные работы, но прежнего объема производства достичь долго не удавалось.

В 1797 году завод арендовал московский купец А.А. Кнауф, в 1799 году он перешел в ведение Государственного ассигнационного банка, в 1801 году продан А.А. Кнауфу.

В 1811 году завод перешел в ведение казны.

В 1862 году предприятие пострадало от наводнения, во время которого разрушена плотина и часть цехов. Большая часть оборудования после наводнения бездействовала.

В 1917 году началось сооружение новой электростанции (до того имелась лишь небольшая 40-киловаттная). Возмжно, именно эта дата обозначена на одной из дымовых труб. Одновременно возводилось здание электрических печей для производства ферросплавов на левом берегу реки Сатки, однако, сами печи построили лишь в 1929-м.

Летом 1918-го Сатка была занята белогвардейцами. При отступлении летом 1919 года белогвардейцы вывезли часть оборудования электростанции, детали паровых котлов, всех лошадей с конного двора. Центральный склад материальных ценностей сожгли, а доменные печи остановили. После отступления белых в первую очередь восстанавливались вспомогательные цехи и электростанция, а выплавка чугуна вохобновилась только в декабре 1922 года.

В советское время завод являлся единственным изготовителем чугуна ПВК (передельного высококачественного). Однако, в перестроечные годы такой чугун стал как-то никому не нужен и завод был перепрофилирован. Ныне на заводе производится высокоуглеродистый ферромарганец.

Так выглядит Саткинский чугуноплавильный завод ныне, в октябре 2018 года.
Саткинский чугуноплавильный завод
К сожалению, за недостатком времени поближе и со всех сторон рассмотреть завод не удалось, опять же, запишем в планы на какое-то будущее.


2. Так выглядел завод в 1910-м году, фотография Сергея Прокудина-Гороского


В 1896 году императором Александром III был подписан Указ об отчуждении земли под строительство железнодорожной ветки Бердяуш - Сатка - Бакал для доставки железной руды с Бакальского казенного рудника на Саткинский казенный и Златоустовский заводы.

3. Общий вид завода и Бакальской железнодорожной ветки.
Электричество и промышленность, Сатка


4. И опять, для сравнения, это же место на фотографии Сергея Прокудина-Гороского из 1910-го. На месте церкви и деревни ныне располагается отвал.



5. Доменные печи на Саткинском заводе, фотография Сергея Прокудина-Гороского, 1910г.



6. Современный железнодорожно-индусриальный пейзаж, включающий пути на территории завода
Индусриальный пейзаж Сатки


7. Вид в сторону железной станции Сатка
Железная дорога у воды, Сатка


8. Автомобильная дорога на шахту "Магнезитовая", примерно отсюда и со склона сделаны снимки выше.
Дорога на шахту "Магнезитовая"


9. Вид с берега Саткинского пруда на колоннаду и чугуноплавильный завод.
Вид на колоннаду и чугуноплавильный завод, Сатка

Источники:
- Использованы фотографии С.М. Прокудина-Горского из библиотеки Конгресса США, после реставрации размещенные на сайте http://prokudin-gorskiy.ru/
- Остальные фото мои собственные
- Сайты http://www.shpz.ru/ http://satkavershina.ru/ http://nenuda.ru/ и другие

UPD: Есть ещё интересный снимок доменного цеха Саткинского казенного завода из фондов Государственного исторического музея Южного Урала, он доступен на сайте russiainphoto.ru. Однако, их (сайта) драконовское пользовательское соглашение не позволяет его (изображение) показать даже во фрейме.



Последние записи в журнале

  • Крышка люка с грифоном

    Ещё один снимок из неразобранного позапрошлогоднего. Люк с грифоном найден в Керчи на улице Володи Дубинина, если правильно зафиксировал координаты.…

  • Крышка люка ТЛЗ Керчь

    Склероз - штука хорошая. Особенно, когда вместе с сукном, под которое есть чего положить... Заглянул в неразобранное с позапрошлогоднего отпуска, а…

  • Памятники Чапаеву

    Разумеется, не все. А лишь те, что попали в объектив моей камеры нынче. С именем легендарного начдива в окрестностях Самары (где имеется улица…


  • 1
Если говорить о СЧПЗ - тогда это именно тот завод.
Насчет оного люка есть серьезное сомнение, клеймо очень плохо читается.

...запишем в планы на какое-то будущее...

Если Вам еще удастся побывать в тех краях, - обратите внимание, что там за люки, - если найдется «товарищ» с аббревиатурой СЧПЗ, - значит серьезных сомнений в его происхождении уже не будет?☺

Re: ...запишем в планы на какое-то будущее...

Сложно сказать, отпадут ли. Города то рядом почти - по кружной дороге сотни три километров.
По хорошему, следует поискать образцы клейм СЧПЗ, но мне не удалось пока найти.

  • 1