Владимир Клещёв (v_kleschev) wrote,
Владимир Клещёв
v_kleschev

Categories:

О красных фонарных столбах в Самаре

Любителей клубнички вынужден обломать сразу - её тут нет, звиняйте. :-)

Не так давно в областной научной библиотеке нашел документ с названием "Отчет по эксплуатации Самарского городского хозяйственно-противопожарного водопровода за 1900 и 1901 года с приложением краткого обзора состояния и действия Самарского водопровода за 15 лет его существования с 1887 по 1902 год". В документе более-менее подробно описано устройство Самарского водопровода, построенного по проекту московского инженера Н.П. Зимина. Подобное описание водопровода есть и в самом первом отчете за 1887-1888гг, но там, к сожалению, отсутствует пара страниц "на самом интересном месте", отсутствующие страницы которого ныне восстановлены и доступны для прочтения. Отчеты за другие годы не столь подробны, но не менее интересны.

Каким тут боком фонари? Об этом чуть дальше.

Самарский водопровод проектировался универсальным - в одной сети удалось совместить водопровод противопожарный и водопровод хозяйственный. Если быть более точным, режим работы водопровода переключается на противопожарный по необходимости.

Итак, коротенько о сети водопровода и противопожарных особенностях. Общая протяженность сети изначально составила приблизительно 26 верст (около 40% протяженности улиц города). Расположение пожарных кранов... Да на всех улицах, где положены трубы, там есть и краны. В требованиях к водопроводу изначально было означено расстояние не более 60 саженей, в отчетах фигурирует "около 50".
Отчет за 1900 и 1901гг


О размещении пожарных колодцев на улицах города весьма доходчиво сказано в отчете за 1887-1888гг. На перекрестках и на улицах - везде, где имеются водопроводные трубы.

Отчет за 1887 и 1888гг

А вот теперь о фонарях. Которые на красных столбах. Сперва фрагмент из отчета.

Отчет за 1900 и 1901гг
Прошу заметить, пожарная команда на пожар не едет и не бежит, а скачет! Непривычный для нашего времени термин. :)

Крышка люка на Арцыбушевской
На днях уже постил фотографию этой чугунной крышки. Возможно, она как раз описываемый пожарный колодец и закрывает.

Мда... Так вот, о фонарях. Вроде, две с половиной сотни (по изначальному проекту) фонарей с красными стеклами - это весьма немало. В отчете Самарской городской управы за 1890 год фигурирует "769 фонарных столбов и столько же фонарей для освещения". Ну понятное дело, в центре фонари почаще, на окраинах пореже. Выходит, "в среднем по городу" примерно каждый третий фонарь должен светить на пожарный кран. А на окраинах так и вовсе каждый первый и там всё просто где фонарь - там и пожарный кран. В теории, по крайней мере.

При таком количестве должны же были фонари со стеклами где-то на фотографиях засветиться. Однако, пересмотрев сотни фотографий ориентировочно с рубежа веков плюс/минус, сделанных на городских улицах, ни на одной из них не смог однозначно идентифицировать. Да и фонари с периодичностью в 50 саженей (около 100 метров) редкость, скорее. Может, смотрел плохо или фотографий мало...

В отчете за 1902-1903гг сказано, что сеть имела длину более 42 верст, пожарных кранов 2-рожковых насчитывалось уже 354 штуки.

В отчете за 1904-1907гг сказано об установке ещё 40 пожарных кранов городского образца. Итого почти четыре сотни пожарных кранов на конец 1907 года.

Только вот нет ничего об установке/обустройстве или ремонте фонарей с красными стеклами в этих отчетах. В то же время, отчеты о ремонте телефонной сети для извещения о пожарах имеются. Не выведены фонари и окраска столбов в отдельные статьи и в отчетах Самарской городской Управы. Там вообще скудно про уличное освещение.
Конечно, фонарями могло заниматься и другое ведомство, хотя бы и строители водопровода "Торговый Дом братьев Бромлей и К".

В общем, как некоторый итог, с красными фонарными столбами досконально разобраться и не удалось. Только как факт в отчете - они были.

Пару слов о переключении режима водопровода. Когда на насосную водоподъемную станцию поступает сигнал о пожаре, машинист должен поднять давление воды в системе с 7 до 10 атмосфер. Под таким давлением автоматика отключает от сети всех потребителей, тем самым обеспечивая приемлемый расход воды через пожарные краны. В общем, если "в кране нет воды", то где-то в городе случился пожар.

Сигнал в водоподъемную станцию на повышение давления передавался по телефону, коими были оборудованы все четыре пожарные части, а так же канцелярия губернатора, городская управа, квартиры губернатора и городского головы и также городской театр. Кроме того на всех улицах имелась электрическая пожарная сигнализация с защитой от хулиганов. Датчики размещались в закрытых на замок шкафчиках, множество одинаковых ключей от которых были пронумерованы и выданы различным ответственным лицам, включая дворников. Изъять ключ из замка можно только при помощи дополнительного ключа, который находился у ответственного служащего.

Отчет за 1900 и 1901гг

Насколько же полезным оказался водопровод в пожарной его ипостаси? В означенном отчете за 1900-1901гг приводятся пространные вычисления, из которых следует, что убытки от пожаров снизились втрое, а если считать "на душу населения" - то даже вчетверо! Из статистики исключены случаи, когда пожар распространяется мгновенно по всему зданию, например, на мельнице.

Отчет за 1902-1903 годы гораздо более лаконичен и говорит о более чем пятикратном снижении ущерба за всё время существования водопровода:
Отчет за 1902 и 1903гг

Вот такая вот статистика. Важно, как считают.

Tags: Самара, водопровод, история, фонари
Subscribe

Posts from This Journal “фонари” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments