?

Log in

No account? Create an account

Вокруг очень много интересного. Только надо не забыть выйти из дома.

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Крышки люков МАП
v_kleschev
Для начала кусок истории МАП, она пригодится. Министерство авиационной промышленности СССР создавалось аж трижды.

1. Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого Наркомата авиационной промышленности СССР. 15 марта 1953 года объединено с Министерством вооружения СССР в одно - Министерство оборонной промышленности СССР.

2. Вновь образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1953 года и
14 декабря 1957 года упразднено. На его базе создан Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике.

3. В третий раз образовано 2 марта 1965 года на базе Государственного комитета по авиационной технике СССР и прекратило свою деятельность с 1 декабря 1991 года, а имущество, финансовые средства, предприятия, организации и учреждения упразднённого Министерства авиационной промышленности СССР переданы в ведение Министерства промышленности РСФСР.

Однако, не только лишь самолеты и ракеты производились на его заводах. Люки колодцев тоже имеют аббревиатуру МАП.

Довольно распространенная крышка с маркировкой "Завод №3 Г.С.Т. №41 МАП" лежит в Самаре на Куйбышевской, 32.  Изготовлена в Московской области на Лианозовском заводе № 3 Государственного Союзного Треста № 41 Министерства Авиационной Промышленности.



Ныне предприятие называется ОАО "Лианозовский Комбинат Строительных Материалов и Конструкций" (ЛКСМК) и находится возле МКАД.
История переименований завода: [Нажмите, чтобы прочитать]Завод № 3 ГС треста № 41 НКАП, МАП, Лианозовский завод НКАП

/Лианозово Московской обл./

Лианозовский завод треста № 41 затем переименован в завод № 3 треста № 41 УКС НКАП (и на 01.1943г.) (пр. НКАП № 9 от 11.01.1943г.).

Далее – Лианозовский кирпичный завод УПСМ Мосгорисполкома, Главмосстройматериалов; Лианозовский керамический завод, Лианозовский домостроительный комбинат Главмосстройматериалов, Лианозовский завод керамзитного гравия; ПО «Москерамзитбетон» Главмосстройматериалов, ГМПСМ; Межхозяйственное совместное НПО (МСНПО) «Бекерон» ППО Моспромстройматериалов (МПСМ), ГУП «Бекерон». См. также завод № 31.
Взято отсюда.



Ещё один образец крышки из того же ведомства найден в Йошкар-Оле на ул. Волкова и ещё один, точно такой же, в соседнем дворе дома по Ленинскому проспекту. Кому интересно - найдут без труда это место. Изделие оборонного предприятия "Завод п/я 41 МАП", судя по названию, имеющего режим секретности.

Само понятие "почтовый ящик" было введено в 1927 году, чтобы замаскировать реальное название или номер завода. Тогда указывался город и номер п/я. Таким образом, каких-нибудь "п/я 3" существовало множество, но не более одного на город. В 50-х годах режим секретности повысился и город исчез из названия. Остался лишь номер почтового ящика. Здесь мы имеем как раз такой вариант. Почтовые ящики были упразднены в марте 1989 года. Подробнее по теме тут почитать можно.

Таким образом, опираясь на обозначение ГОСТа и периоды существования министерства, можно прикинуть, что дата изготовления приходится на первый или, что вероятнее, второй министерский период.



Если с датой примерно понятно, то с географией происхождения туманно, на первый взгляд. Общедоступные справочники не очень-то хотят делиться подобной информацией. Тем не менее, попробуем определить.

На какой-то надцатой странице поисковик выдал ссылку на описание архивных фондов: "Первичная организация КПСС предприятия п/я 41; г. Златоуст Челябинской области". Хорошо, но мало и требует подтверждения.

Дальнейший поиск выводит на страничку в некой вики по теме генеалогических древ. Там написано, что некто Геннадий Фёдорович Туманов трудился "Зам. главного технолога КБ п/я 41 (г. Златоуст, 1949-1951)". Его послужной список тесно связан с ракетной темой. Ладно, будем считать за подтверждение. А точнее можно? Ведь в Златоусте и металлургия и оборонка с давних времен.

Оказалось, можно. Предприятие оборонного направления вполне могло иметь свой авиатранспорт. И, как оказалось, не один борт. Поиск вывел на страничку самолета Ли-2, где в комментариях имеется запись "п/я 41, п/я М-5755 - Златоустовский машиностроительный завод, г. Златоуст (ныне "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева". г. Миасс, Челябинская обл.)".

Вот как-то так.

Последние записи в журнале

  • Пупырчатая крышка

    Эта пупырчатая крышка люка или крышка-ёжик живет неподалеку от моего дома. Знаю про нее давно, так как иногда ныряю в магазинчик автозапчастей возле…

  • Вдвоём по жизни (часть 12)

    Пара дверей даже не под огромным козырьком, а, скорее, под крышей на улице Ленинградской, 97.

  • Небесный зигзаг

    В промежутке между вечерними тяжелыми облаками...



  • 1
Думается мне, - что оба люка птенцы одного гнезда, - ибо систематически попадаются вместе в одних и тех же дворах.

Поначалу я так же и подумал - тут 41 и там 41. Но решил проверить альтернативные версии. Впрочем, чтобы враг не догадался, мог быть и какой-то сторонний, третий завод.

...чтобы враг не догадался...

Ну, - да. Ведь в области люкостроения мы впереди планеты всей☺

Re: ...чтобы враг не догадался...

Ага, особенно, в количестве заводов-изготовителей на единицу географии.
Впрочем, чугунное литье само по себе довольно простое технологически, что и позволяет при желании наладить производство где угодно.

  • 1